Главная » 2018 » Март » 5 » Механизм функционирования рынка 1 часть
22:33
Механизм функционирования рынка 1 часть

Механизм функционирования рынка

 

Вопрос 1.Понятие спроса, закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Эффект Веблена и парадокс Гиффена. Кривая спроса.

Вопрос 2.Понятие предложения, закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Кривая предложения.

Вопрос 3.Взаимодействие спроса и предложения, рыночное равновесие, равновесная цена. Избыток и дефицит

 

Вопрос 1. Понятие спроса, закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Эффект Веблена и парадокс Гиффена. Кривая спроса.

 

Рынок - это механизм, сводящий вместе покупателей (представителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.

Спрос - потребность, обеспеченная денежными средствами. Величина спроса - это количество продукта, который потребители готовы и в состоянии приобрести по имеющимся ценам в данный период времени. Величина спроса, прежде всего, определяется уровнем цены.

Таблица на рисунке показывает такое количество продукта, на который будет предъявлен спрос при разных ценах и в определенный отрезок времени. Мы видим, что повышение цены ведет к снижению величины спроса. Установленную зависимость между ценой и величиной спроса можно изобразить в виде графика. (рис 1.)

 

Рис.1 Кривая спроса.

Этот график носит название «кривая спроса», каждая точка которой отражает зависимость величины спроса от уровня цены. Эту зависимость можно сформулировать в виде закона спроса, который гласит, что при прочих равных условиях величина спроса на товар находится в обратной зависимости от цены этого товара (иными словами, чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него).

Функция спроса [demand function] — функция, отражающая зависимость объема спроса на отдельные товары и услуги (потребительские блага) от комплекса факторов, влияющих на него. Более узкая трактовка функции спроса выражает взаимозависимость между спросом на товар и ценой этого товара при условии, что другие факторы, влияющие на величину спроса, признаются постоянными. Такие зависимости применяются в аналитических моделях спроса и потребления и строятся с использованием методов математической статистики на основе информации о структуре доходов населения, цен на товары и других факторов. Например, для анализа и прогнозирования спроса на предметы длительного пользования нужны данные о наличии и возрасте таких предметов, уже имеющихся у населения, о составе семей; спрос на мебель во многом определяется интенсивностью жилищного строительства и т. д.

Функцию спроса можно представить следующим образом:

QD = ap - c, где

QD -величина спроса, a- коэффициент, показывающий в каких пропорциях цена и спрос соотносятся друг с другом, p- цена , с- константа, отражающая влияние неценовых факторов спроса.

В основе закона спроса лежат определенные аргументы:

Первый аргумент: для потребителя цена представляет собой барьер, мешающий ему совершить покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они будут покупать и наоборот. Предприятия снижают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.

Второй аргумент: рост объема спроса при снижении цены можно объяснить возникающими при этом эффектами дохода и замещения.

Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволит себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Иными словами, снижение цены продукта увеличивает покупательскую способность денежного дохода потребителя. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Таким образом эффект дохода возникает, когда снижение цены на товар экономит часть дохода покупателя: сам доход в этом случае не изменяется абсолютно, экономия дает покупателю возможность приобрести на сэкономленную сумму денег дополнительное количество товара.

Например, если цена на яблоки снизится с 20 руб. до 10 руб. за килограмм, то покупатель вместо 1 кг за 20 руб. сможет купить 2 кг, хотя доход его не изменился. Он вырос лишь относительно упавшей цены на яблоки.

Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Например, если груши подешевели на 1,5 раза, а цена яблок не изменилась, многие потребители уменьшат покупки яблок и приобретут большее количество груш. Или, например, при более низкой цене говядины ее покупка становится более заманчивой, и ее покупают вместо баранины, цыплят.

Третий аргумент: в каждый данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения от потребления каждой последующей единицы продукции. Например, каждая последующая банка кока-колы принесет наименьшее удовлетворение, нежели первая. Этот принцип называется «убывание предельной полезности». Покупатели приобретают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена снизится.

Таким образом, эти аргументы объясняют, почему кривая спроса имеет отрицательный наклон (вниз и вправо).

Когда строится кривая спроса, то исходят из допущения, что цена служит самым важным фактором количества покупаемого продукта. Но известно, что существуют и другие факторы, которые могут повлиять на объемы закупок, поэтому при построении кривой спроса следует допускать, что прочие факторы (неценовые факторы) являются неизменными. Когда изменяются эти неценовые факторы спроса, то положение кривой спроса сдвигается на некую новую позицию: право или влево от кривой. Поэтому неценовые факторы называют факторами изменения спроса. К ним относятся:

    1. вкусы и предпочтения потребителей
    2. число потребителей на рынке
    3. денежные доходы потребителя
    4. цены на аналогичные товары
    5. потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов

Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды будут означать, что спрос возрастет. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут снижение спроса и смещение кривой спроса влево. Важно отметить, что технологические изменения в виде появления нового продукта могут привести к изменению потребительских вкусов.

Например, появление усовершенствованных мобильных телефонов со встроенным цифровым фотоаппаратом, имеющим мегапиксельное разрешение, снизило продажи старых моделей. Вкусы и предпочтения потребителей меняются довольно часто. Они зависят от успешно проведенной рекламной компании, маркетинговых мероприятий, появления новинок производства, изменения моды, сезона года.

Число покупателей. Очевидно, что увеличение на рынке числа покупателей вызовет увеличение спроса, а уменьшение числа потребителей- сокращение спроса. Например, увеличение рождаемости вызовет рост спроса на товары детского ассортимента. Или, например, резкое усовершенствование средств связи необычайно расширило границы международных финансовых рынков и привело к увеличению спроса на акции, облигации и другие финансовые активы.

Доходы потребителей. Увеличение уровня дохода приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются нормальными товарами. Действительно, если у человека хороший доход он может покупать товары более высокого качества. Таким образом, «нормальные » товары-товары более ценные, более полезные. Их потребление отражает высокий уровень благосостояния людей.

Если доходы потребителей возрастают, то они увеличивают покупку таких «нормальных» товаров, как: мясо, ценные сорта рыбы, овощи, фрукты, спортивный инвентарь, услуги бюро путешествий и т.д. Спрос на них возрастает и их кривая спроса сдвигается вверх и вправо.

Увеличение доходов также приводит к снижению спроса на некоторые не высококачественные товары. Товары, спрос на которые падает при повышении доходов или же, наоборот, увеличивается при снижении доходов, называются товарами низшей категории. К низшим товарам относят те блага, которые приобретаются, как правило, людьми с низкими доходами. Это менее ценные товары, хотя качество их может быть хорошим. Например, крупу, хлеб, макароны, товары «сэконд-хэнд», услуги по ремонту обуви относят к товарам низшей категории. С ростом доходов люди меньше покупают хлеба, маргарина, круп, заменяя их фруктами, овощами, мясом, сливочным маслом; отказываются от ремонта сносившейся обуви, покупая новую и т.д. Их кривая спроса сдвигается влево.

Цены на аналогичные товары. Спрос на товары будет изменяться, если изменяются цены на другие товары, каким–либо образом связанные с данными товарами, т.е. являются взаимозаменяемыми или дополняющими эти товары.

Например, средства для стирки белья: порошок и мыло - взаимозаменяемые товары. Если цены на стиральные порошки увеличатся, спрос на мыло возрастет. Мобильные телефоны и аксессуары к ним, плееры и диски, теннисные ракетки и теннисные мячи - дополняющие друг друга товары, т.е. не могут потребляться один без другого. Если возрастет цена на мобильные телефоны, то спрос на их аксессуары уменьшится и их кривая спроса сдвинется влево.

Потребительские ожидания относительно будущих доходов и цен. Если потребители ожидают повышения цен в ближайшем будущем, то они начинают запасаться товарами впрок (особенно закупают товары первой необходимости), тем самым увеличивая свои текущие расходы, так как не хотят, чтобы их деньги не обесценились. Спрос на товары возрастет, независимо от того, дороги они или дешевы. Если же изменения цен не ожидается,то текущие расходы или не изменяются или же склонны к снижению. Если ожидается увеличение личного дохода, то люди начнут покупать больше товаров, используя свои сбережения для совершения отложенных покупок. Это, естественно, вызовет рост спроса на товары.

Итак, уточним два понятия – спрос и величина спроса. Изменение величины спроса вызывается только изменением цены товара (на графике - это перемещение по точкам кривой спроса). Изменение же спроса, его рост или уменьшение, отражается сдвигом кривой спроса влево или вправо.

Существование закона спроса не означает безусловное его выполнение. Есть три исключения из закона спроса.

Первое исключение - парадокс Гиффена - ситуация, когда повышение цены товара ведет к повышению спроса на него.

В конце 19 века английский экономист и статистик Роберт Гиффен при анализе статистических данных экономики Англии, выявил, что в те годы когда росли цены на хлеб, картофель, тем больше увеличивался на них спрос. Это объясняется тем, что рост цен на продукты питания приводит к тому, что бедные слои населения уже не могут себе позволить приобретать другие продукты питания, кроме хлеба, который становится основным продуктом для них. Аналогичная ситуация наблюдалась в России в 1992-1993 гг., когда резко повысились цены на хлеб, спички, мыло, сахар, масло, которые относятся к товарам первой необходимости.

Второе исключение - эффект Веблена, сущность которого заключается в том, что если снизятся цены на дорогостоящие товары, то спрос на них тоже падает. Этот эффект еще называют эффектом богатых. Эффект Веблена приводит к тому, что увеличивается количество покупателей на рынке, которые уже могут себе позволить покупать дорогостоящие товары, так как цена на них снизилась, а для богатых эти товары теряют свою привлекательность.

Третье исключение заключается в том, что потребители начинают судить о качестве товара по его цене, то есть потребитель, еще не видя товар, делает вывод о его качестве, исходя из предложенной цены.

Цена спроса - это максимальная цена, которую готов заплатить покупатель при приобретении данного товара. Цена спроса и рыночная цена – это не одно и тоже, так как рыночная цена – это цена фактически осуществленной покупки на рынке. Известно, что цена спроса определяется уровнем доходов потребителей и она является фиксированной, так как потребитель не может расходовать больше, чем он имеет.

 

Просмотров: 319 | Добавил: Farida | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: