22:39 Понятие предложения, закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Кривая предложения. | |
Вопрос 2. Понятие предложения, закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Кривая предложения.
Предложение – то количество товара (услуг), которое производители (продавцы) способны произвести и продать на рынке по определенной цене в заданном месте и в определенный период времени. Шкала предложения показывает ряд альтернативных возможностей индивидуального производителя. Предложение показывает, какое количество продукта может быть предъявлено к продаже по разным ценам, причем, влияние сторонних факторов неизменно. Закон предложения гласит: между ценой товара и его предложением существует прямая зависимость при прочих равных условиях, т.е. с увеличением цены растет и величина предложения на этот товар. Кривая предложения – это графическое отображение прямой зависимости между ценой товара и его предложением на рынке. Выглядит она следующим образом:
Рис 2. Кривая предложения
Функцию предложения можно представить следующим образом: QS = ap+c, где QS -величина предложения, a- коэффициент, показывающий в каких пропорциях цена и предложение соотносятся друг с другом, p- цена , с- константа, отражающая влияние неценовых факторов предложения. Действие закона предложения объясняется следующими аргументами. Первый аргумент: рост цен на товар стимулирует производителя расширить свое производство. Второй аргумент: Дополнительная продукция будет производится, если будет расти цена товара, так как производство каждой дополнительной единицы товара требует дополнительных затрат. Кривая предложения строится на предположении, что определенные неценовые факторы заранее заданы и неизменны. К неценовым факторам предложения относятся:
Изменение одного из этих факторов приведет к смещению кривой предложения вправо или влево: смещение вправо означает увеличение величины предложения, а смещение кривой влево приводит к снижению объема предложения. Цены на ресурсы. Существует тесная связь между издержками производства и объемом предложения товара. Кривая предложения фирмы строится с учетом ее издержек: за дополнительную единицу продукта фирма должна установить более высокие цены, так как их производство связано с дополнительными затратами. Чем ниже цены на ресурсы, тем больше у производителя возможности произвести большее количество продукции. Например, если цена на семена и удобрения снижается, можно сделать вывод, что увеличивается предложение пшеницы и наоборот. Если цены на ресурсы увеличиваются, это приводит к увеличению издержек, следовательно, объем предложения снизится. Например, если вырастут цены на железную руду и кокс, то это приведет к снижению предложения на рынке стали. Совершенствование технологии производства означает, что открытие новых знаний, методов позволяет производить единицу продукции с меньшими затратами. При данных ценах на ресурсы снижаются производственные издержки и увеличивается объем предложения товаров. Например, открытие в физике полупроводников позволило передавать энергию по проводам с минимальными энергетическими потерями, тогда как энергия, передаваемая по медным проводам терялась в размере 30 % . Минимальные потери позволили снизить цены на ресурсы, и следовательно, издержки производства, а это увеличило объем предложения. Увеличение ставок налогов приводит к росту себестоимости продукта, то есть к росту издержек производства. Например, чрезмерное увеличение налогов на прибыль приведет к сокращению производства, так как сделает его менее выгодным. Кривая предложения сдвинется влево. Дотации выплачиваются с целью стимулирования производства отдельного товара, либо производства в определенных районах страны. Дотации ведут к росту предложения и сдвигу кривой предложения вправо. Величина предложения на рынке находится в прямой зависимости от количества продавцов. Чем больше их количество, тем больше объем предложения товаров на рынке. Так, открытие новых предприятий увеличивает объем предложения. Цены на другие товары. Часто рост цен на одни товары приводит к изменению предложения других товаров. Например: популяризация баскетбола приводит к росту предложения баскетбольных мячей при снижении предложения на футбольные мячи; повышение цен на йогурт переключит производителя с изготовления кефира на производство йогурта, и предложение кефира уменьшится(кривая его предложения сдвинется влево). В общем предприниматели стремятся в те отрасли, где растут цены, изымая свои капиталы из менее прибыльного дела. Ожидания изменения цен. Например, если фермеры ожидают рост цен на пшеницу, они значительно сокращают посевы кукурузы и все внимание уделяют пшенице.
Рис 3. Сдвиг кривой предложения под влиянием неценовых факторов. Для правильного понимания положения кривой предложения в системе «цена-количество» в микроэкономике учитывается фактор времени (особенно в условиях инфляции). Различают текущий период времени, при котором все факторы производства неизменны; краткосрочный период, при котором изменяется только часть факторов производства (количество сырья, численность рабочей силы) и долгосрочный период, при котором изменяются все факторы производства. Цена предложения - минимальная цена, по которой готовы продавать производители свой товар в заданном объеме. Ниже цены предложения производители продавать не могут, так как при этом они не получают прибыли и вынуждены будут реализовывать товар по себестоимости. Следовательно, чем ниже цена предложения, тем меньше количество товаров на рынке и меньше количество продавцов и наоборот. | |
|
Всего комментариев: 0 | |