Главная » 2017 » Октябрь » 12 » Структура презентации "Трансакции и трансакционные издержки"
18:43
Структура презентации "Трансакции и трансакционные издержки"

Тема лекции: ТРАНСАКЦИИ и ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ

  1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТРАНСАКЦИИ. ТИПЫ ТРАНСАКЦИЙ
  2. ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ

Трансакция

Трансакции – отчуждение и присвоение прав собственности и прав свободы, принятых в обществе.

 

Другими словами - перераспределение прав и свобод между экономическими агентами.

 

Джон Коммонс

  • торговые трансакции (сделки)
  • трансакции управления
  • трансакции рационирования

 

Торговая трансакция (bargaining) (Трансакция сделки)

обмен правами собственности, основанный на экономическом интересе и производимый в соответствии с переговорной силой сторон.

Трансакция сделки

Трансакция управления (managerial)

взаимодействие между сторонами основано на праве одной из сторон отдавать приказы (команды) и обязанности другой стороны подчиняться этим указаниям.

Трансакция рационирования (rationing)

  • основана на праве одной из сторон устанавливать правила распределения и перераспределения имущественных прав, обязательные для определенной группы экономических агентов.

 

Карл Поланьи

трансакции взаимности;

трансакции перераспределения;

трансакции домашнего хозяйства;

трансакции обмена.

Трансакция взаимности (реципрокности)

  • обмен дарами между родственниками или членами одной социальной сети
  • не требует эквивалентности
  • может быть разделен во времени
  • ответный дар может быть передан другому лицу

Трансакция перераспределения
(
redistribution)

трансферты, которые власть может осуществлять, как в свою пользу, так и в пользу своих поданных.

Трансакция домашнего хозяйства (house holding)

отношения в процессе производства благ для непосредственного удовлетворения потребностей

Трансакция обмена (exchange)

трансакция, использующая институт рынка.

Три типа обмена

  • операционный – передача товаров на основе обменного курса рынка;
  • интегративный – обмен происходит по «обменному курсу», устанавливаемому в результате торга и переговоров между сторонами;
  • административный – обмен, который предусматривает передачу прав собственности по «обменному курсу», устанавливаемому суверенной властью.

 

 

 

 

 

 

Концепция трансакции Уильямсона

  1. Трансакция: точка перехода между технологическими процессами
  2. Проблема обеспечения реализации
  3. Необходимость в механизмах управления трансакциями
  4. Параметры трансакции и оптимальные механизмы управления
  5. Значимые параметры:
    1. Частота трансакций
    2. Неопределенность
    3. Специфичность активов

 

Типы специфичности

По мнению О.Уильямсона, трансакции различаются по трем главным признакам - степени их специфичности, повторяемости и неопределенности. С его точки зрения чем более общий, краткосрочный и однозначный характер носит сделка, тем больше оснований либо вообще обходиться без ее юридического оформления, либо ограничиваться составлением простейших контрактов. Напротив, чем более специальный, повторяющийся и неопределенный характер она имеет, тем выше трансакционные издержки и тем сильнее стимулы к установлению долговременных отношений между участниками.

Особое значение О.Уильямсон придает первому из трех выделенных им факторов. Деление ресурсов на общие и специальные восходит к работам Г.Беккера. Общий ресурс представляет интерес для множества пользователей и его цена мало зависит от того, где он используется. В отличие от этого специальный ресурс приспособлен к условиям конкретной сделки и вне нее не имеет большой ценности. Согласно Уильямсону, специальным может быть как физический капитал (оборудование), так и человеческий (квалификация и знания). Специфичность ресурса может вызываться его местоположением (электростанция, построенная вблизи угольной шахты), а также предназначенностью для единственного покупателя при отсутствии спроса со стороны кого-либо еще. Как показал О.Уильямсон, в результате инвестиций в специфические активы предпринявший их агент оказывается "заперт" в сделку со своим нынешним партнером. Если до этого у него мог быть выбор среди достаточно большого числа примерно равноценных контрагентов, то теперь их круг сужается до одного. Разрыв отношений становится равнозначен потере капитала, воплощенного в специфических активах, так как они приспособлены к особенностям данного партнера и имеют малую ценность для всех остальных. Это превращение исходной конкурентной ситуации в конечную монопольную О.Уильямсон назвал "фундаментальной трансформацией", которая расценивается им как одно из главных препятствий на пути рыночного обмена.

 

 

Специфичность активов — это свойство активов приносить наибольшую выгоду только при определенном употреблении. По-другому данное свойство можно определить как трудность переориентации активов на альтернатив ное использование. В качестве средства измерения специфичности активов может выступать доля ценности актива, которую он теряет при наилучшем альтернативном употреблении. Как параметр трансакций специфичность активов представляет собой характеристику специфичности инвестиций, которые осуществляются под ту или иную трансакцию. Отсюда использо вание более полного термина трансакционная специфичность активов. В качестве примера последней можно привести специализированный характер инвестиций времени, которые тратит наемный работник с целью приобрете- ния навыков работы в определенной фирме, и денег, которые тратит на его обучение работодатель. Результатом таких инвестиций будет трансакционно-специфический человеческий капитал в том смысле, что работник будет иметь навыки, которые могут принести выгоду и ему и его работодателю только в случае продолжения их деловых отношений. Трансакционные издержки

Экономические агенты несут издержки не только в процессе производства благ, но и в процессе рыночного взаимодействия.

Рональд Коуз

Трансформационные издержки

Стоимость ресурсов, затрачиваемых на создание благ, свойства которых имеют ценность для индивида или коллективного агента экономики (предприятия, фирмы, ассоциации).

Например, стол, услуга врача или автомобиль имеют непосредственную ценность.

Трансакционные издержки

издержки координации деятельности экономических агентов и снятия распределительного конфликта между ними

 

 

Два подхода к исследованию ТИ

  • В классическом значении под трансакционными издержками понимают издержки использования рыночного (ценового) механизма координации деятельности
  • В широком смысле к трансакционным издержкам относят как издержки рыночной координации, так и издержки координации деятельности внутри фирмы

 

Эволюция теории трансакционных издержек

До 30­е гг. ХХ в. экономической теорией предполагалось, что рынок бесплатный, что агенты рынка ничего в него не вкладывают, что ценовой механизм обеспечивает координацию, доведение сигналов до агентов рынка абсолютно бесплатно или по таким ценам, которыми можно пренебречь.

30­е гг. ХХ в. - Р. Коуз «Природа фирмы»: издержки функционирования рынка.

Коуз объясняет факт существования фирмы наличием значительных издержек функционирования ценового механизма.

Второй этап - 1950-ые гг.

Кеннет Эрроу, Джордж Стиглер, Армен А. Алчиан, Гарольд Демсец, Оливер Уильямсон.

Понятие агентских издержек

Объединение в одну категорию («трансакционные издержки») понятий «издержки функционирования фирмы» и «издержки функционирования рынка», противопоставление ее понятию «трансформационные издержки».

  1. Мир без трансакционных издержек был бы столь же странен, сколь и мир без трения.

Дж. Стиглер

  1. Трансакционные издержки – это издержки поддержания экономической системы на ходу.

К. Эрроу

  1. Под трансакционными издержками следует понимать все издержки, которые не существуют в экономике Робинзона Крузо.

С. Чен

Неопределенность будущего

  • невозможность точно предсказать:
  1. изменения внешней среды ведения бизнеса (внешняя неопределенность),
  2. поведение контрагентов и третьих лиц в процессе исполнения намеченных планов и принятых обязательств (поведенческая неопределенность).

Ограниченная рациональность

экономические агенты ограничены в способности определять цели и просчитывать долгосрочные последствия принимаемых ими решений. Кроме того, поскольку получение и переработка информации требуют издержек, сами эти издержки включаются в процесс принятия решения.

Асимметрия информации

  • информация неравномерно распределена между сторонами взаимодействия. Существует информированная сторона (агент) и сторона, владеющая меньшим объемом информации (принципал).

Оппортунистическое поведение

Экономические агенты не всегда придерживаются установленных правил и исполняют взятые на себя обязательства. Оппортунизм может проявляться как на предконтрактной стадии (утаивание или искажение информации), так и на постконтрактной (отлынивание от исполнения обязательств).

Классификация ТАИ общая

Внешние

  1. Издержки поиска и обработки информации;
  2. Издержки измерения;
  3. Издержки ведения переговоров;
  4. Издержки заключения контрактов;
  5. Издержки контроля;
  6. Издержки спецификации и защиты прав;
  7. Издержки защиты контракта от третьих лиц.

Внутренние

  1. Издержки планирования;
  2. Издержки организации деятельности;
  3. Издержки контроля;
  4. Издержки текущего регулирования;
  5. Издержки коммуникации;
  6. Издержки потери информации;
  7. Издержки политизации

Издержки поиска и обработки информации (выявления альтернатив)

  • сбор информации о товарах, ценах, продавцах (покупателях), резервных позициях сторон.

Издержки измерения

  • затраты времени, сил и средств на оценку и сопоставление качества благ, а также надежности потенциальных партнеров

Издержки ведения переговоров

  • издержки коммуникации;
  • представительские издержки;
  • издержки упущенных возможностей

Издержки заключения контрактов

  • разработка контракта – проекция действий участников на будущее (права, обязанности, ответственность, распределение выгод, издержек и рисков)

 

Издержки контроля (мониторинга)

  • на стадии исполнения контракта стороны могут нести значительные расходы на отслеживание ситуации – мониторинг деятельности своих партнеров.

Издержки спецификации и защиты прав

  • разграничение вещей, установление и регистрация прав, судебная защита прав, задействование ресурсов социальной сети

 

Издержки защиты контракта от третьих лиц

  • угроза исполнению контракта может исходить не только от другой стороны сделки, но и от третьих лиц, в том числе, представителей государства.

Издержки администрирования:

  • содержание аппарата управления;
  • коммуникации по вертикали и горизонтали;
  • потери и искажения информации;
  • некомпетентности.

Издержки политизации

сопровождают процесс принятия решений:

  1. издержки коллективного принятия решений
  2. издержки влияния

Издержки коллективного принятия решений

  • время и силы на процедурное вопросы
  • образование коалиций
  • противодействие оппортунизму (контроль)
  • потери от неверных решений

Издержки влияния

  • искажение информации
  • лоббирование
  • противодействие лоббированию
  • потери от неверных решений

Классификация ТАИ:
Милгром - Робертс

Принцип построения – по типу решаемых проблем:

  1. Издержки координации
    1. Обеспечение временного и пространственного соответствия
    2.  
  2. Издержки кооперации
    1. Несовершенство информации
    2. Оппортунизм

 

Милгром П. и Робертс Дж. предложили разделить их на две категории: издержки, связанные с координацией, и издержки, связанные с мотивацией. Координационные издержки, в свою очередь, содержат три составляющих, а мотивационные две.

Координационные издержки включают в себя:

издержки определения деталей контракта. По сути, это - обследование рынка с целью определения качественных характеристик предложения, способного удовлетворить потребность прежде, чем будет сделан окончательный выбор в пользу того или иного товара.

издержки определения партнеров. Они связаны с некоторого рода обследованием партнеров, которые поставляют нужные услуги или товары (их местоположения, возможности выполнить данный контракт, требуемых цен и т.д.).

издержки непосредственной координации. При заключении сложного контракта возникает необходимость создания некой структуры, в рамках которой стороны сходятся для заключения контракта. Ее задачей является обеспечение процесса переговоров. Это может быть как структура, имеющая юридический статус, так и некая коммуникативная структура, действие которой обеспечивается с помощью социальных, общественных институтов.

Вторая группа издержек - мотивационные издержки - связана с издержками, возникающими в процессе выбора:

издержки неполноты информации. Ограниченная рациональность субъектов не может дать полной и исчерпывающей информации. Отсюда неполнота этой информации может привести к отказу от совершения трансакции, от приобретения блага. Другими словами, уровень неопределенности может быть настолько высок, что субъекты скорее предпочтут отказаться от трансакций, чем тратить ресурсы, например, времени, на получение дополнительной информации и снижение неопределенности.

издержки, связанные с оппортунизмом. Оппортунистическим называется не связанное с соображениями морали поведение субьекта, которое выражается в стратегическом манипулировании информацией в условиях неопределенности и сознательного асимметричного распределения информации, а также сокрытии совершаемых действий.

Чаще всего они проявляются внутри фирмы, но возможны и в рыночных контрактах. Это, например, попытки снижения издержек, связанных с преодолением нечестности партнера. Субъект пытается их сократить либо путем найма субъектов-контролеров, либо более детализированной проработкой заключаемого контракта.

В рыночной системе трансакционные издержки, связанные с проблемой координации, возникают вследствие необходимости определять цены и другие детали сделок, обеспечивать информированность потенциальных покупателей и продавцов о существовании и местонахождении друг друга и сводить покупателей с продавцами в целях совершения сделок.

В качестве примера таких издержек координации рассмотрим проблему обмена финансовыми активами, такими как акции и облигации.

Подобные сделки по большей части совершаются при помощи организованных финансовых рынков, например Нью-Йоркской, Лондонской и Токийской фондовых бирж. Очень немногие рынки функционируют более эффективно, чем эти организованные финансовые рынки, и тем не менее их деятельность, несомненно, требует расходования значительного количества ресурсов для определения цен и совершения сделок. Используются крупные здания, мощная коммуникационная и вычислительная техника и способности тысяч одаренных людей. Если зачастую поражающие воображение доходы владельцев инвестиционных банков и торговцев ценными бумагами дают хоть какое-то представление об издержках общества, связанных с использованием этих людей в данном секторе экономики, то трансакционные издержки, связанные с функционированием таких рынков, должны быть очень велики.

К трансакционным издержкам, связанным с проблемой мотивации, в первую очередь относятся две группы издержек. Одну группу составляют издержки, связанные с неполнотой и асимметрией информации - ситуациями, в которых участники потенциальной или действительной сделки не располагают всей информацией, необходимой для определения взаимоприемлемых условий соглашения и для проверки их выполнения.

Например, потенциальный покупатель нового автомобиля может столкнуться с трудностями в части проверки утверждений продавца относительно экономичности и надежности данной машины и может усомниться, почему продавец желает от нее избавиться. Менеджеру отдела сбыта какой-либо фирмы может быть сложно определить - действительно ли тот или иной местный агент фирмы посвящает все свое время и усилия делам фирмы, или же он в рабочее время занимается своими делами. При таких обстоятельствах возможны срывы взаимовыгодных сделок по причине того, что та или другая сторона опасается понести ущерб, или же для защиты от оппортунистического поведения предпринимаются дорогостоящие меры предосторожности.

Классификация ТАИ:
Оливер Итон Уильямсон

Издержки ex ante – издержки создания институтов (стадии составления договора, ведения переговоров и обеспечения гарантий соглашения).

Издержки ex post – издержки функционирования института (возникают на постдоговорной стадии, в случае корректировки условий контракта, нарушения обязательств сторонами).

Классификация ТАИ:
Норт - Эггертссон

  • Принцип построения – по мере реализации контракта:
  • Издержки поиска информации;
  • Издержки ведения переговоров;
  • Издержки измерения;
  • Издержки составления контракта;
  • Издержки мониторинга;
  • Издержки принуждения к исполнению контрактов;
  • Издержки защиты прав собственности;
  • Издержки защиты от третьих лиц;

Методы измерения ТАИ

  1. Метод анализа официальных данных, предоставляемых статистическими, правительственными и другими учреждениями
  2. Метод сопоставления общей величины ТАИ предполагаемой сделки «на глазок»
  3. Метод спецификации ТАИ
  4. Метод сбора данных путем анкетирования или опроса экономических субъектов
  5. Экспериментальный метод

Два типа трансакционных услуг:

  1. Услуги «трансакционного сектора», включаются отрасли, продукция которых имеет трансакционное назначение:

Оптовая и розничная торговля;

Страхование;

Банковское дело и т.д.

  1. Трансакционные услуги внутри трансформационного сектора (фирмы):
  • Выделение профессий, которые напрямую связаны с выполнением трансакционных функций (снабжение, сбыт и т.п.)

Д. Норт и Дж.Уоллис в 1980-е г. подсчет трансакционных издержек относительно ВВП США, %

Причины роста ТС сектора

  1. Увеличение специализации и разделения труда.
    • Урбанизация
    • Усиление влияния внешних эффектов
    • Рост специализации
    • Обезличивание отношений
    • Растяжение трансакций во времени и пространстве
  •  
  1. Технологические изменения в производстве и транспортировке
    • увеличение отдачи от масштаба в различных производственных отраслях
    • усложнение структуры фирм
    • рост агентских издержек
  2. Рост роли государства в отношениях с частным сектором

 

 

Просмотров: 1348 | Добавил: Farida | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 231 2 3 »
23 Гаджиев Р  
0
Онлайн

22 Магомедова Луиза  
0
Посетила сайт

21 Курбаналиева Зарема  
0
Посетила сайт

20 Иманалиева Аминат  
0
Посетила сайт

19 Магомедова Хамисаба  
0
Посетила сайт

18 Майрам хизриева  
1
Посетила сайт

17 Зайнудин  
1
Посетил

16 Заур  
1
Посетил сайт

15 Майрам хизриева  
1
Посетила

14 Карина  
1
Посетила сайт

1-10 11-20 21-23
Имя *:
Email *:
Код *: