18:43 Структура презентации "Трансакции и трансакционные издержки" | |
Тема лекции: ТРАНСАКЦИИ и ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ
Трансакция Трансакции – отчуждение и присвоение прав собственности и прав свободы, принятых в обществе.
Другими словами - перераспределение прав и свобод между экономическими агентами.
Джон Коммонс
Торговая трансакция (bargaining) (Трансакция сделки) обмен правами собственности, основанный на экономическом интересе и производимый в соответствии с переговорной силой сторон. Трансакция сделки Трансакция управления (managerial) взаимодействие между сторонами основано на праве одной из сторон отдавать приказы (команды) и обязанности другой стороны подчиняться этим указаниям. Трансакция рационирования (rationing)
Карл Поланьи трансакции взаимности; трансакции перераспределения; трансакции домашнего хозяйства; трансакции обмена. Трансакция взаимности (реципрокности)
Трансакция перераспределения трансферты, которые власть может осуществлять, как в свою пользу, так и в пользу своих поданных. Трансакция домашнего хозяйства (house holding) отношения в процессе производства благ для непосредственного удовлетворения потребностей Трансакция обмена (exchange) трансакция, использующая институт рынка. Три типа обмена
Концепция трансакции Уильямсона
Типы специфичности По мнению О.Уильямсона, трансакции различаются по трем главным признакам - степени их специфичности, повторяемости и неопределенности. С его точки зрения чем более общий, краткосрочный и однозначный характер носит сделка, тем больше оснований либо вообще обходиться без ее юридического оформления, либо ограничиваться составлением простейших контрактов. Напротив, чем более специальный, повторяющийся и неопределенный характер она имеет, тем выше трансакционные издержки и тем сильнее стимулы к установлению долговременных отношений между участниками. Особое значение О.Уильямсон придает первому из трех выделенных им факторов. Деление ресурсов на общие и специальные восходит к работам Г.Беккера. Общий ресурс представляет интерес для множества пользователей и его цена мало зависит от того, где он используется. В отличие от этого специальный ресурс приспособлен к условиям конкретной сделки и вне нее не имеет большой ценности. Согласно Уильямсону, специальным может быть как физический капитал (оборудование), так и человеческий (квалификация и знания). Специфичность ресурса может вызываться его местоположением (электростанция, построенная вблизи угольной шахты), а также предназначенностью для единственного покупателя при отсутствии спроса со стороны кого-либо еще. Как показал О.Уильямсон, в результате инвестиций в специфические активы предпринявший их агент оказывается "заперт" в сделку со своим нынешним партнером. Если до этого у него мог быть выбор среди достаточно большого числа примерно равноценных контрагентов, то теперь их круг сужается до одного. Разрыв отношений становится равнозначен потере капитала, воплощенного в специфических активах, так как они приспособлены к особенностям данного партнера и имеют малую ценность для всех остальных. Это превращение исходной конкурентной ситуации в конечную монопольную О.Уильямсон назвал "фундаментальной трансформацией", которая расценивается им как одно из главных препятствий на пути рыночного обмена.
Специфичность активов — это свойство активов приносить наибольшую выгоду только при определенном употреблении. По-другому данное свойство можно определить как трудность переориентации активов на альтернатив ное использование. В качестве средства измерения специфичности активов может выступать доля ценности актива, которую он теряет при наилучшем альтернативном употреблении. Как параметр трансакций специфичность активов представляет собой характеристику специфичности инвестиций, которые осуществляются под ту или иную трансакцию. Отсюда использо вание более полного термина трансакционная специфичность активов. В качестве примера последней можно привести специализированный характер инвестиций времени, которые тратит наемный работник с целью приобрете- ния навыков работы в определенной фирме, и денег, которые тратит на его обучение работодатель. Результатом таких инвестиций будет трансакционно-специфический человеческий капитал в том смысле, что работник будет иметь навыки, которые могут принести выгоду и ему и его работодателю только в случае продолжения их деловых отношений. Трансакционные издержки Экономические агенты несут издержки не только в процессе производства благ, но и в процессе рыночного взаимодействия. Рональд Коуз Трансформационные издержки Стоимость ресурсов, затрачиваемых на создание благ, свойства которых имеют ценность для индивида или коллективного агента экономики (предприятия, фирмы, ассоциации). Например, стол, услуга врача или автомобиль имеют непосредственную ценность. Трансакционные издержки издержки координации деятельности экономических агентов и снятия распределительного конфликта между ними
Два подхода к исследованию ТИ
Эволюция теории трансакционных издержек До 30е гг. ХХ в. экономической теорией предполагалось, что рынок бесплатный, что агенты рынка ничего в него не вкладывают, что ценовой механизм обеспечивает координацию, доведение сигналов до агентов рынка абсолютно бесплатно или по таким ценам, которыми можно пренебречь. 30е гг. ХХ в. - Р. Коуз «Природа фирмы»: издержки функционирования рынка. Коуз объясняет факт существования фирмы наличием значительных издержек функционирования ценового механизма. Второй этап - 1950-ые гг. Кеннет Эрроу, Джордж Стиглер, Армен А. Алчиан, Гарольд Демсец, Оливер Уильямсон. Понятие агентских издержек Объединение в одну категорию («трансакционные издержки») понятий «издержки функционирования фирмы» и «издержки функционирования рынка», противопоставление ее понятию «трансформационные издержки».
Дж. Стиглер
К. Эрроу
С. Чен Неопределенность будущего
Ограниченная рациональность экономические агенты ограничены в способности определять цели и просчитывать долгосрочные последствия принимаемых ими решений. Кроме того, поскольку получение и переработка информации требуют издержек, сами эти издержки включаются в процесс принятия решения. Асимметрия информации
Оппортунистическое поведение Экономические агенты не всегда придерживаются установленных правил и исполняют взятые на себя обязательства. Оппортунизм может проявляться как на предконтрактной стадии (утаивание или искажение информации), так и на постконтрактной (отлынивание от исполнения обязательств). Классификация ТАИ общая Внешние
Внутренние
Издержки поиска и обработки информации (выявления альтернатив)
Издержки измерения
Издержки ведения переговоров
Издержки заключения контрактов
Издержки контроля (мониторинга)
Издержки спецификации и защиты прав
Издержки защиты контракта от третьих лиц
Издержки администрирования:
Издержки политизации сопровождают процесс принятия решений:
Издержки коллективного принятия решений
Издержки влияния
Классификация ТАИ: Принцип построения – по типу решаемых проблем:
Милгром П. и Робертс Дж. предложили разделить их на две категории: издержки, связанные с координацией, и издержки, связанные с мотивацией. Координационные издержки, в свою очередь, содержат три составляющих, а мотивационные две. Координационные издержки включают в себя: издержки определения деталей контракта. По сути, это - обследование рынка с целью определения качественных характеристик предложения, способного удовлетворить потребность прежде, чем будет сделан окончательный выбор в пользу того или иного товара. издержки определения партнеров. Они связаны с некоторого рода обследованием партнеров, которые поставляют нужные услуги или товары (их местоположения, возможности выполнить данный контракт, требуемых цен и т.д.). издержки непосредственной координации. При заключении сложного контракта возникает необходимость создания некой структуры, в рамках которой стороны сходятся для заключения контракта. Ее задачей является обеспечение процесса переговоров. Это может быть как структура, имеющая юридический статус, так и некая коммуникативная структура, действие которой обеспечивается с помощью социальных, общественных институтов. Вторая группа издержек - мотивационные издержки - связана с издержками, возникающими в процессе выбора: издержки неполноты информации. Ограниченная рациональность субъектов не может дать полной и исчерпывающей информации. Отсюда неполнота этой информации может привести к отказу от совершения трансакции, от приобретения блага. Другими словами, уровень неопределенности может быть настолько высок, что субъекты скорее предпочтут отказаться от трансакций, чем тратить ресурсы, например, времени, на получение дополнительной информации и снижение неопределенности. издержки, связанные с оппортунизмом. Оппортунистическим называется не связанное с соображениями морали поведение субьекта, которое выражается в стратегическом манипулировании информацией в условиях неопределенности и сознательного асимметричного распределения информации, а также сокрытии совершаемых действий. Чаще всего они проявляются внутри фирмы, но возможны и в рыночных контрактах. Это, например, попытки снижения издержек, связанных с преодолением нечестности партнера. Субъект пытается их сократить либо путем найма субъектов-контролеров, либо более детализированной проработкой заключаемого контракта. В рыночной системе трансакционные издержки, связанные с проблемой координации, возникают вследствие необходимости определять цены и другие детали сделок, обеспечивать информированность потенциальных покупателей и продавцов о существовании и местонахождении друг друга и сводить покупателей с продавцами в целях совершения сделок. В качестве примера таких издержек координации рассмотрим проблему обмена финансовыми активами, такими как акции и облигации. Подобные сделки по большей части совершаются при помощи организованных финансовых рынков, например Нью-Йоркской, Лондонской и Токийской фондовых бирж. Очень немногие рынки функционируют более эффективно, чем эти организованные финансовые рынки, и тем не менее их деятельность, несомненно, требует расходования значительного количества ресурсов для определения цен и совершения сделок. Используются крупные здания, мощная коммуникационная и вычислительная техника и способности тысяч одаренных людей. Если зачастую поражающие воображение доходы владельцев инвестиционных банков и торговцев ценными бумагами дают хоть какое-то представление об издержках общества, связанных с использованием этих людей в данном секторе экономики, то трансакционные издержки, связанные с функционированием таких рынков, должны быть очень велики. К трансакционным издержкам, связанным с проблемой мотивации, в первую очередь относятся две группы издержек. Одну группу составляют издержки, связанные с неполнотой и асимметрией информации - ситуациями, в которых участники потенциальной или действительной сделки не располагают всей информацией, необходимой для определения взаимоприемлемых условий соглашения и для проверки их выполнения. Например, потенциальный покупатель нового автомобиля может столкнуться с трудностями в части проверки утверждений продавца относительно экономичности и надежности данной машины и может усомниться, почему продавец желает от нее избавиться. Менеджеру отдела сбыта какой-либо фирмы может быть сложно определить - действительно ли тот или иной местный агент фирмы посвящает все свое время и усилия делам фирмы, или же он в рабочее время занимается своими делами. При таких обстоятельствах возможны срывы взаимовыгодных сделок по причине того, что та или другая сторона опасается понести ущерб, или же для защиты от оппортунистического поведения предпринимаются дорогостоящие меры предосторожности. Классификация ТАИ: Издержки ex ante – издержки создания институтов (стадии составления договора, ведения переговоров и обеспечения гарантий соглашения). Издержки ex post – издержки функционирования института (возникают на постдоговорной стадии, в случае корректировки условий контракта, нарушения обязательств сторонами). Классификация ТАИ:
Методы измерения ТАИ
Два типа трансакционных услуг:
Оптовая и розничная торговля; Страхование; Банковское дело и т.д.
Д. Норт и Дж.Уоллис в 1980-е г. подсчет трансакционных издержек относительно ВВП США, % Причины роста ТС сектора
| |
|
Всего комментариев: 23 | 1 2 3 » | ||||||||||
| |||||||||||
1-10 11-20 21-23 | |||||||||||