Главная » 2017 » Декабрь » 4 » Третья часть статьи Гасановой Б.А.
18:34
Третья часть статьи Гасановой Б.А.
1. Каковы последствия для общества в долгосрочном периоде?

Совокупность всех последствий как позитивных, так и негативных формируют вектор развития общества. Он может быть конструктивным или деструктивным. В чем это выражается?

  • Стратегия «я выигрыш, общество – выигрыш»;
  • Максимальная самореализация каждого индивида, раскрытие потенциала внутренних ресурсов;
  • Динамичное, но безопасное развитие общества;
  • Сокращение неформально-опасных единиц общества;
  • Рациональное распределение ресурсов;
  • Сокращение большинства институтов;
  • Отсутствие монополии на целостные знания;
  • Стремление к максимальной рациональности и самоконтролю, сведение на «нет» оппортунизма;
  • Стабилизация глобального системного кризиса, устранение экологических проблем;
  • Совершенствование систем управления, глобальная синергия;
  • Гармоничное существование техно- и биосферы и т.д.

  • Стратегия «я выигрыш, общество – проигрыш»;
  • Толпо-элитарный строй общества;
  • Отсутствие перспектив долгосрочного развития и самореализации индивида;
  • Застой большей части общества;
  • Многократное увеличение неформально-опасных единиц, за счет дисбаланса ресурсов;
  • Неравноправное и нерациональное распределение ресурсов;
  • Увеличение количества институтов;
  • Монополия на целостные знания у меньшинства;
  • Проявление животной формы поведения в большей степени, процветающий оппортунизм;
  • Стремительное развитие глобального кризиса;
  • Коррупция и монополия в сфере управления;
  • Глобальная экологическая и культурная катастрофа;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Далее достаточно не плавно перейдем к Концепции институциональной эволюции Дугласа Норта

Обобщенный вариант новой институциональной теории был разработан в серии исследований Норта, из которых вырисовывается широкая концепция институтов и институциональной динамики, претендующая на объяснение самых общих закономерностей развития человеческого общества.

В составе институтов Норт выделяет три главные составляющие:

  • неформальные ограничения (традиции, обычаи, социальные условности);
  • формальные правила (конституции, законы, судебные прецеденты, административные акты);
  • механизмы принуждения, обеспечивающие соблюдение правил (суды, полиция и т. д.).

Неформальные институты складываются спонтанно, без чьего-либо сознательного замысла, как побочный результат взаимодействия множества людей, преследующих собственные интересы.

Многое в этом процессе прояснила теория игр, получившая широкое применение в неоинституциональных исследованиях. Формальные институты и механизмы их защиты устанавливаются и поддерживаются сознательно, чаще всего — силой государства. Формальные правила допускают резкую одномоментную ломку (в периоды революций), тогда как неформальные меняются лишь постепенно.

Однако исторически сложилось так, что по мере формирования и закрепления в социуме неформальных институтов (например,обычай наказывать провинившегося на площади на виду у всех), они перетекали в стадию формальных (публичный судебный процесс).

 

2. Если формальные институты созданы на основе неформальных (идеологии, мировоззрения и т.д.), тогда почему их смена не происходит одновременно?

 

Возможно, потому что формальные институты – инструмент бесструктурного управления, согласно модели стратегий «я – общество», рассмотренных нами выше. Пока большинство следует спонтанно и последовательно образовавшимся неформальным институтам, параллельно меньшинством создается информационный посыл (за счет коэффициента влияния), внушающий необходимость создания формальных институтов, от которых, впоследствии, для большинства проблем больше, чем пользы.

Эта гипотеза также раскрывает нестыковки между двумя основными источниками институциональных изменений по Норту:

  1. Сдвиги в структуре относительных цен;
  2. Идеология.

Под идеологией понимаются субъективные модели, через призму которых люди воспринимают и оценивают окружающий мир.

3. Разве сдвиги в структуре относительных цен не могут являться следствием изменения идеологии?

Чтобы разобраться в этом, давайте пробежимся по факторам, от которых, собственно, и зависят цены.

Ценообразующие факторы:

  1. затраты;
  2. ценность;
  3. конкуренция;
  4. спрос и его эластичность:
  • использование рекламы
  • мода, вкусы, предпочтения
  • ожидания потребителей
  • объем рынка
  • доступность товаров / услуг
  • доходы потребителей
  • полезность / ценность
  • сезонность
  • специфичность товара / услуги
  • цены на взаимозаменяемые товары
  • цены на взаимодополняемые товары
  • конкуренция потребителей на рынке;
  1. государственное влияние;

Полностью раскрывать каждый пункт не будем, это не понадобится. Разложим этот список так, чтобы увидеть зависимость факторов друг от друга:

 

Теперь на примере. Рынок имеет сложную структуру с точки зрения неоднократных взаимосвязей и влияний, т.е. один и тот же фактор влияет на множество процессов, формирующих другие факторы, ровно так же как это множество процессов и факторов влияет на него. И чтобы наиболее точно определить приоритетность факторов, необходимо воспроизвести сам процесс формирования рынка этими факторами с нуля. Так мы получим первый цикл влияния факторов, на втором цикле уже каждый из этих факторов будет оказывать влияние на все остальные и так далее на каждом из множества циклов.

Итак, один и тот же товар / услуга могут для одного индивида могут представлять ценность, а для другого – нет, или же ценность для индивидов может быть выражена в разной степени.

Если товар ценный, то индивид захочет им владеть для удовлетворения своих потребностей, и на рынке появится кто-то, кто этот товар произведет. То, насколько товар ценен и то, сколько людей считают его таковым, и в какой степени он является ценным для каждого индивида и для множества совокупно, определяет факторы спроса. То есть, если объективно для одного индивида шарф – предмет одежды необходимый для защиты от холода, то для другого шарф – предмет для коллекционирования. Первый готов заплатить 10 у.е., в то время как второй – более 100 у.е., при том, что материалов и трудовых ресурсов на изготовление этого шарфа было затрачено одинаково.

И если производитель знает об этой разнице в степенях ценности, то он может внести в технологию производства дополнительные технические новшества, расширить ассортимент именно этого товара, с помощью маркетинговых инструментов и т.д. привлечь к себе покупателей, готовых заплатить гораздо больше. Таким образом, факторы спроса определяют затраты в его рыночном сегменте.

Параллельно государство может проводить собственную политику, призванную с помощью различных рычагов, оказывать влияние на рынок и регулировать колебание цен в определенных сегментах, отраслях, товарных группах и т.д. Оно также может выступать в роли покупателя (госзаказы и пр.).

Совокупно количество затрат на товарные группы для различных сегментов покупателей вместе с регулируемой в определенной степени государством средой формируют конечную конкурентную среду для рынка в текущем периоде.

Просмотров: 312 | Добавил: Farida | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: