Главная » Статьи » Мои статьи

Институциональная политика

3. Конкурентная политика государства.

Известно, что под институциональной политикой понимается политика порядка. Неолибералы подчеркивали особую роль государства в создании институциональной структуры и считали, что конкуренция не может работать автоматически, если государство устанавливает только определенные права собственности и воздерживается от любого вмешательства. Конкурентный порядок требует проведения институциональной политики, т.е. политики, базирующейся на соответствующей структуре правил и институтов. Неолибералы рассматривали СРХ – социальное рыночное хозяйство- как экономический, социальный и политический порядок, особенно выделяя социальную политику, стоящую вне конкурентного механизма. Согласно В. Ойкену, социальная политика должна стать подчиненной составляющей частью институциональной политики, которая в рамках институциональной структуры работает эффективнее, чем посредством прямого вмешательства в рыночный процесс. Такая политика может являться механизмом, образующим консенсус.

По Хайеку, конкурентные рыночные процессы надо рассматривать как процессы поиска и нахождения верных решений. Невозможно заранее предсказать кто выиграет, а кто проиграет, поэтому, защите подлежат не отдельные фирмы, а сама конкуренция. В связи с этим стратегии экономической политики, направленные на защиту национальных предприятий, чаще не эффективны. Не понятно, по каким причинам чиновнику лучше известно, что более перспективно. Только несовершенство рынка капитала может оправдать государственные интервенции в экономику, но и на рынок капитала сильно влияет ошибочная денежная и фискальная политика.

В то же время, государственная поддержка новых высокотехнологичных компаний в наибольшей степени соответствует рыночным принципам, но это только при условии существования на рынке «духа конкуренции».

Современный рынок допускает временные несовершенства рынка. Так новые продукты дают временную монополию инноватору, что побуждает других к инновациям. Для конкуренции необходимы как свобода входа, так и свобода выхода из него (выходу препятствуют законы определяющие занятость и выплату компенсации при потере работы).

Неоклассическая концепция свободы конкуренции утверждает, что не существует конфликта между свободой и экономической эффективностью. Ценность конкуренции состоит в обеспечении свободы. Но без воли к конкуренции свобода конкуренции будет лишь пустым звуком.

Основная задача политики поощрения конкуренции – устранение государством препятствий конкуренции, причем технологические барьеры конкуренции – не в счет, надо бороться с искусственными барьерами. Политика поощрения конкуренции должна основываться на четко сформулированных и общеобязательных мероприятиях по запрету ограничивающей конкуренцию практике.

Концепция Чикагской школы (Стиглер, Демсец, Познер).

Главный критерий экономической политики – экономическая эффективность или рост благосостояния потребителей. Следовательно, антимонопольная политика должна ограничиваться обеспечением эффективности распределения. Предприятия и процессы концентрации не относятся к приоритетам экономической политики. В развитие этого подхода Кантценбах утверждал, что: «желательно существование крупных олигополий с умеренной дифференциацией продукции, т.к. экономически эффективно, что стимулирует конкуренцию и инновации.

В широком смысле конкурентная политика состоит в совокупности мероприятий, которые направлены на обеспечение разнообразного предложения благ независимыми производителями, которые сводятся к следующим направлениям:

1) Внешнеторговая политика – чем более открыт доступ импортерам на внутренний рынок, тем выше конкуренция. Политика содействия экспорту так же может стимулировать поддержку конкуренции и способствовать снижению издержек.

2) Политика прямых инвестиций – это мероприятия направленные на деятельность внешних инвесторов, а также на своих экспортеров капитала. При свободе прямого инвестирования инвесторы могут свободно покупать наши предприятия и участвовать в их капитале или создавать свои фирмы.

3) Политика регулирования – устанавливает специальные правила для отраслей национальной промышленности, регулируется вход и выход с рынка, инвестиционная и ценовая политика.

В наиболее общем виде конкурентоспособность означает способность страны или фирмы продавать свои товары. Конкурентоспособными можно считать те страны и хозяйствующие субъекты, которые эффективно функционируют, или производят конкурентоспособные товары и услуги. Конкурентоспособность страны проявляется через конкурентоспособность ее субъектов, так как задает им определенные институциональные рамки и формирует для их развития благоприятную институциональную среду.

Институциональная конкурентоспособность представляет собой набор институтов, методов, формальных и неформальных правил, регулирующих экономическую деятельность субъектов или страны в целом, дающих им ряд преимуществ в конкурентной борьбе. Институциональная конкурентоспособность - это, во-первых, способность институтов к конкуренции, а, во-вторых, это создание благоприятных условий институциональной среды для развития эффективной конкурентоспособности субъектов. Институциональная конкурентоспособность национальной экономики может быть представлена как совокупность двух разнополюсных составляющих: во-первых, конкурентоспособность хозяйствующих субъектов национальной экономики, формирующуюся и развивающуюся под влиянием инструментов ограничения и стимулирования действующих институтов;

- во-вторых, конкурентоспособность самих институтов национальной экономики, складывающуюся под воздействием как институциональных, так и социально-экономических факторов.

Важным элементом развития и повышения конкурентных преимуществ страны в современных условиях выступает институциональная среда.

Под институциональной средой развития экономической системы понимаются устойчивые экономические и социальные связи между хозяйствующими субъектами, нормы и правила, на основе которых формируются институционально-экономические отношения и реализуется конкретный способ хозяйствования.

Таким образом, институциональная конкурентоспособность национальной экономики представляет собой довольно сложную иерархическую систему. Основными составляющими данной системы являются: институты-субъекты (те, кто формирует институциональную конкурентоспособность), институты-объекты (то, на что направлена и что способствует формированию конкурентоспособности), институциональная среда (те условия, в которых происходит формирование конкурентных позиций и те факторы, которые влияют на развитие конкурентной борьбы).

Конкурентоспособность формируется на различных уровнях и в различных плоскостях. На каждом уровне и срезе хозяйствования формируются свои институты, складываются определенные институциональные условия для развития конкурентных отношений.

Выделяют три основных уровня конкуренции хозяйствующих субъектов в зависимости от их экономических и институциональных интересов:

- внутрисубъектная - между интересами отдельного субъекта (на уровне отдельно взятого предприятия или региона);

- внутриуровневая - между интересами субъектов одного уровня (между отдельными предприятиями или отдельными регионами);

- межуровневая - между интересами субъектов различного уровня (предприятие - регион - государство).

Важным аспектом анализа институциональной конкурентоспособности является исследование институциональных условий и факторов развития национальной экономики.

Под институциональными факторами в работе понимаются движущие силы, обусловленные наличием совокупности институтов, определенной институциональной среды и происходящими в обществе институциональными изменениями.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Farida (12.02.2018)
Просмотров: 266 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: