Главная » Статьи » Мои статьи

Институциональная политика

5. Система прав собственности как элемент институциональной политики

Воздействие государства на формирование прав собственности, их спецификацию, регистрацию и защиту является ключевым компонентом институциональной политики, а сама совокупность складывающихся в экономике правомочий собственности — важнейшим институтом, определяющим стимулы к осуществлению хозяйственной деятельности и правила, регулирующие распределение их результатов.

Собственностьпредставляет собой отношения между людьми по поводу исключительных прав на использование полезных свойств благ. Права собственностисоставляют пучок правомочий, которые могут быть сосредоточены у одного лица и давать ему всю полноту прав на использование полезных свойств данной вещи либо могут быть расщеплены и распределены между экономическими субъектами различным образом. Чем сложнее процесс потребления вещи и совокупность возникающих в процессе потребления эффектов, тем подробнее должны быть определены права ее собственника и их распределение. Детальное определение этих правомочий и закрепление их за определенными лицами позволяет снижать неопределенность при осуществлении хозяйственной деятельности. Первичное распределение прав собственности выступает необходимой предпосылкой для заключения рыночных контрактов, права на использование полезных эффектов созданных благ, выступает стимулом для осуществления хозяйственной деятельности.

Неопределенность в распределении полезных эффектов ограничивает возможности производства, а в особенности его сложных форм. Если воровство урожая с дачных участков приобретает характер нормы поведения, то владельцы участка либо несут дополнительные издержки на охрану, либо переселяются за город и переквалифицируются в сторожей, либо перестают сажать что-либо полезное. В любом случае, неопределенность прав собственности ведет либо к растущим издержкам, либо к сокращению выпуска. До тех пор пока компьютерное пиратство остается почти легальной сферой деятельности, рассчитывать на развитие высокотехнологичных фирм в производстве программного обеспечения не приходится.

Любые меры государственной политики затрагивают права собственности, меняя относительную ценность благ или экономические возможности собственников ресурсов. Увеличение налога па имущество никак не означает его конфискации, но меняет его относительную ценность, признание дома памятником архитектуры ведет к ограничению возможностей и росту издержек жильцов этого дома, а развитие транспортной инфраструктуры повышает ценность жилья, никак не меняя характера собственности на него. Вместе с тем в проводимой государством политике можно выделить направления, непосредственно связанные с регулированием правомочий собственности, их спецификацией, защитой, формированием оптимальной структуры собственности на различные ресурсы.

Отношения собственности регламентируют экономическое поведение людей, ограничивая доступ к благам и ресурсам одних, оставляя другим право определять характер использования объектов собственности. Следовательно, отношения собственности всегда предполагают не только наличие собственника и объекта собственности, но и лиц, исключенных из доступа к данным благам или ресурсам, не собственников. Вместе с развитием производства и обмена идет эволюция отношений собственности, обеспечивая необходимую гибкость экономического поведения, с одной стороны, и четко определяя исходное распределение ресурсов и конечное распределение результатов, с другой. Как и любые другие правила игры, они должны быть известны экономическим агентам, поскольку только в этом случае они ограничивают потенциально возможные варианты экономического поведения и позволяют сделать оптимальный выбор.

Чтобы права собственности могли быть реализованы, они должны быть специфицированы.Спецификация прав собственностиозначает четкое определение правомочий собственности, возникающих по поводу использования данного блага и их закрепление за всеми лицами, вовлеченными в отношения собственности по поводу присвоения эффектов, порождаемых данным благом. Чем сложнее общественное устройство, чем больший круг благ вовлекается в хозяйственный оборот, тем сложнее процедуры спецификации собственности и выше издержки, направленные на фиксацию прав собственности, па информацию об их распределении и их защиту.

Трансформация отношений собственности. Поиск оптимальной структуры: приватизация и национализация

В течение 1990-х гг. были проведены радикальные изменения всей системы отношений собственности на вещественные факторы производства. Процесс приватизации шел двумя способами, значительно различающимися по используемым методам и результатам. "Малая" приватизация осуществлялась через продажу имущества по рыночным ценам, в то время как "большая", или ваучерная, приватизация шла через обмен имущества по условным ценам на условные платежные средства.

Продавались в обязательном порядке через аукционы, конкурсы или инвестиционные конкурсы предприятия с балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1992 г. не более 1 млн руб. Предприятия со средней численностью работающих менее 1000 человек или с балансовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 г. менее 50 млн руб., решением трудового коллектива могли выбирать форму приватизации — прямую продажу или акционирование. Более крупные предприятия акционировались в обязательном порядке.

В основном продавались предприятия торговли, бытового обслуживания, реже — малые предприятия в промышленности. Еще до проведения приватизации в этих секторах была сформирована конкурентная среда. При всех злоупотреблениях, неизбежно возникавших в ходе массовой кампании при общем ослаблении государственной власти, процедура рыночной продажи позволяла уже в момент перехода собственности отбирать тех собственников, которые готовы были уплатить за соответствующий объект наибольшую цену, а следовательно, могли обеспечить его наиболее эффективное использование. Здесь предприниматель выступал и собственником, и управленцем, принимая на себя все риски и выгоды, связанные с осуществляемой им деятельностью. Относительно незначительный размер стартового капитала, необходимый для покупки соответствующих объектов, был уже доступен достаточно широкому предпринимательскому слою, сформировавшемуся в процессе спекулятивных операций в период кооперативного движения или занимавшемуся теневой деятельностью с советских времен.

Последующая конкуренция на рынке вела к перераспределению собственности через банкротства или продажу бизнеса. Вновь создаваемые предприятия конкурировали с теми, которые были приватизированы, различия в их происхождении нс влияли на условия доступа к ресурсам. Стимулы, порождаемые частной собственностью, в совокупности с ограничениями, задаваемыми конкуренцией, приводили к заметным позитивным сдвигам в качестве обслуживания, реакции на запросы рынка, эффективности деятельности.

Главной проблемой формирования индивидуальной частной собственности в мелком бизнесе середины 1990-х гг. была слабая защищенность прав собственности. Общий упадок государственной власти в тот период в совокупности со специфическим предшествующим опытом нелегального предпринимательства у новых собственников привели к росту криминализации экономики и коррупции в надзорных государственных органах. Сокрытые от государства налоги изымались бандитскими "крышами" в виде дани и контролирующими инстанциями через взятки. Основным инструментом защиты прав собственности в 1990-е гг. стала сила. В условиях, когда новые для российской экономики права собственности не опирались на обычай и традицию, слабые государственные институты оказались не способны к обеспечению их легальной защиты. Угроза потери бизнеса при его расширении сверх определенного размера и изъятие заметной части прибыли ограничивали возможности частных предприятий.

Частнопредпринимательская собственность приживалась в тех отраслях, где опыт предпринимательской деятельности был накоплен еще со времен советского теневого сектора. Семейный бизнес в промышленности, науке и научном обслуживании и т.д. формировался труднее и до настоящего времени мало заметен.

Условия для проведения массовой приватизации крупного и среднего производства в российской экономике начала 1990-х гг. были менее благоприятны. Во-первых, в стране отсутствовал легальный крупный капитал. Во-вторых, нельзя было сколько-нибудь точно оценить стоимость приватизируемого имущества. Бухгалтерская отчетность велась в советских ценах, оценка по дисконтированному доходу в условиях распада хозяйственных связей и не сформированной структуры цен, набиравшей ход гиперинфляции не имела экономического смысла. Продавать государственную собственность предполагалось при отсутствии покупателей и хотя бы приблизительных ценовых ориентиров.

Процесс создания, совершенствования институтов, последовательной их адаптации к национальным условиям, формирования новых, отвечающих потребности деятельности экономических агентов институтов составляет главное содержание институциональной политики. После трансплантации импортных институтов наступает длительный период их приспособления к российским условиям, достройки, структурирования.

Важнейшим элементом институциональной политики является воздействие государства на формирование прав собственности, их спецификацию, регистрацию и защиту. Формирование исходных прав частной собственности на производственные ресурсы, определяющих дальнейшие процессы обмена и распределения, происходило в ходе приватизации. Сама массовая приватизация различалась по используемым процедурам. Малые и средние предприятия продавались на аукционах и конкурсах, крупные акционировались с последующей продажей акций на приватизационные чеки. Используемый механизм ваучерной приватизации привел к обесцениванию продаваемых предприятий, длительным процессам последующих продаж и перераспределения, а в конечном счете — к неэффективной конфигурации прав собственности.

Последующие изменения в распределении правомочий собственности шли в рамках повышения качества корпоративного управления, и в настоящее время усилия государства направлены на точную спецификацию и защиту прав собственности. Приватизация не означает полного и окончательного ухода государства из предпринимательской деятельности. Формирующийся сейчас путь изменения отношений собственности можно определить как государственный капитализм.

Государственная собственность сосредоточена в пяти секторах: инфраструктура (железнодорожный и трубопроводный транспорт, авиация, автодороги, электросети); добывающая промышленность (нефтегазовая отрасль и добыча бриллиантов); банковский сектор; машиностроение(предприятия военно-промышленного комплекса).

Расширение прямого участия государства в акционерной собственности и управлении промышленным производством является результатом, с одной стороны, институциональных проблем становления частной собственности в экономике России, а с другой стороны — свидетельством слабости регулятивных механизмов.

Приватизация и национализация в сегодняшних российских условиях утрачивают идеологические оценки и выступают инструментом формирования оптимальной для данных конкретных условий структуры собственности.

Оптимальное распределение ресурсов в экономике требует конкурентного рынка.

Барьеры могут создаваться самими конкурирующими фирмами с целью фиксации своих рыночных преимуществ и ограничения доступа в отрасль новых производителей. Также могут создаваться государством через регулирование рынка. Задача заключается в отказе от избыточных форм регулирования и в снижении издержек, связанных с необходимыми административными процедурами.

Еще одним важным направлением развития конкурентных рынков является регулирование деятельности субъектов естественных монополий. Структурные реформы естественных монополий должны создать условия устойчивых поставок их услуг при стабильных тарифах. Отделение конкурентных рынков от естественно-монопольных секторов и регламентация деятельности субъектов естественных монополий в электроэнергетике и на железнодорожном транспорте России идут последнее десятилетие. Определенные успехи в части привлечения капитала в отрасль и роста инвестиционной активности сочетаются с нарастающими проблемами в эффективности деятельности и ограничении роста тарифов.

Примечание: это текст, составленный по материалам учебных изданий

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Farida (12.02.2018)
Просмотров: 250 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: