Главная » Статьи » Мои статьи |
2.Институциональные факторы государственного управления экономикойПереход от директивной экономики к рыночным основам хозяйствования и анализ основных направлений институциональных преобразований доказывает, что как в первом, так и во втором случаях крайне необходимо государственное регулирование этими процессами. Тем более, что речь идет о формировании новых институтов и изменения в самой государственной власти. их функционирование должно быть проанализированным при рыночных отношений, а влияние государства - через определенные институты: государственная собственность, государственное регулирование, социальные институты, контроль негосударственного сектора экономики, государственный бюджет, региональные бюджеты, внешнеэкономическая деятельность. Анализ предполагает выявление положительных и отрицательных признаков влияния на экономику, также оснований и условий формирования новых институтов власти - государственной или смешанной формы существования. Исходя из принципиальной позиции о роли государства в современной экономике, следует считать, что государство имеет собственные институты, через которые осуществляет свою экономическую власть. К таким институтам можно отнести:
Правомерность такого подхода следует признать хотя бы в том, что на самом деле власти этих институтов является довольно ощутимой. Во-первых, нельзя отрицать растущее влияние государства на современное экономическое жизни, чего не отрицают даже неоклассики. Во-вторых, наряду с признаками усиления регулирующей роли государства все углубляется предпринимательская деятельность государства, которая на сегодня не ограничивается только так называемыми общественными товарами. В-третьих, политическая власть в последнее время все настойчивее вмешивается в экономическую жизнь. В-четвертых, внешнеэкономические отношения все больше подчиняются государству как едва ли не единственному органу их регулирования и контролю. Каждое из указанных направлений экономической деятельности государства в современных условиях приобретает статус институциональных. Современное развитие экономических систем требует все большей централизации ресурсов и управления ими, по крайней мере по потребностям национальной и экономической безопасности страны, ее обороноспособности, устойчивой социальной сферы, повышением эффективности хозяйствования. Именно эти процессы проявляются в необходимости обеспечения действия рычагов предсказания и ослабление экономических кризисов, сглаживание циклического характера экономического развития, ликвидации так называемых «провалов рынка». Главной целью существования и функционирования государственного сектора экономики должны быть социально-экономическая эффективность и повышение благосостояния населения. Таким образом, существование государственного сектора экономики может быть признано объективным процессом современности, поскольку, во-первых, влияние рыночной среды на государственный сектор неизбежно, во-вторых, развитие государственного сектора должно происходить в направлении формирования системы образования, здравоохранения, культуры и искусства, социального страхования и т.п., в-третьих, денежно-кредитная и налоговая системы, бюджетная и фискальная политика в основном являются прерогативой государства, однако, рыночные отношения накладывают свой отпечаток и на них. Таким образом, особенности функционирования государственного сектора в рыночной среде обусловлено как наличием двухсекторной структуры национальной экономики, так и общемировым опытом деятельности государственных предприятий и других государственных институтов. Институт государственной власти как регулирование экономики рассматривается исходя из того, что факт объединения в едином механизме регулирования экономики государственных и рыночных рычагов является доказанным. Главной задачей регулирования является установление пропорциональности, сбалансированности экономического развития. Поскольку в современных условиях такого сбалансирования можно достичь только сосуществованием рынка и государственной экономической политики, то следует отметить, что при этом должна председательствовать государство, поскольку именно государству принадлежит создавать такой институт власти, который был бы в состоянии быстро реагировать на проблемы, что непременно происходят в экономике и находить способы их преодоления. Если институт по принятому определению совокупности формальных, фиксированных в праве, так и неформальных, фиксированных в обычаях, традициях, границ (рамок), которые структурируют взаимоотношения индивидов в экономическом социальном и политической среде, то именно совокупность методов и рычагов регулирования действий экономических субъектов со стороны государства можно считать определенным институтом. И поскольку речь идет, с одной стороны, об экономике (объект регулирования), а с другой - о государстве (субъект регулирования) в определенном их составлении, то это и есть государственный институт экономической власти. Осуществление государственного контроля как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики является доказанным фактом. Об этом может свидетельствовать даже не наличие органов контроля во всех странах мира, а объективность их функционирования и в рыночных условиях хозяйствования. Государственный институт социальной поддержки может быть рассмотрен под тем углом зрения, что каждое общество требует так называемого социального регулирования, под которым обычно понимают обеспечения социальной справедливости и социальной безопасности населения страны. В круг направлений государственной деятельности в этой сфере следует включить такие главные, как обеспечение каждому трудоспособному члену общества места работы и достойной оплаты труда, заботу о неработоспособное населения. Очевидно и уникальным институтом экономической власти государства является государственный бюджет. Он представляет собой комплекс, впитывает соотношение интересов различных социальных слоев населения страны, поскольку расходы государственного бюджета выполняют функции экономического, социального и политического регулирования общественных отношений. Главной целью бюджетной политики по определению является стабилизация, закрепления и приспособления экономической политики к меняющимся условиям. Исходя из этого, конкретными целями расходной части бюджета должны быть обеспечение социальных статей бюджета, которые призваны смягчить значительную дифференциацию социальных слоев населения по доходам; дотации отдельным сферам экономики; расходы на обороноспособность страны; оптимальное обеспечение административно-управленческого аппарата; расходы, связанные с возмещением внутреннего и внешнего государственного долга. Важное значение имеет и доходная часть бюджета, главным инструментом наполнения которой являются налоги. Фискальная политика государства, которая должна, с одной стороны, обеспечить финансирование государственных расходов, с другой - служить инструментом регулирования экономики, то есть она является одновременно таким механизмом, который существенно влияет на поведение всех субъектов хозяйственной деятельности. Любое государство уделяет тщательное внимание именно налоговой системе страны. Значительную роль играет механизм соотношения фискальной и трансфертной политики, строится на основании бюджета, в перераспределении ВВП с целью повышения эффективности всей национальной экономики. Дальнейший анализ государственных институтов экономической власти обнаруживает еще один из них - власть муниципальную (местную, региональную). Тот вопрос, можно ли ее считать, должно решаться в зависимости от того, как построена система ее подчинения центральным органам власти и как построена система местного самоуправления. Если местные власти довольно широкий диапазон собственных действий по поводу регулирования экономики региона, то действительно она превращается в определенный институт экономической власти. Одним из главных факторов, влияющих на статус муниципальной власти, являются финансовые ресурсы, которыми она может распоряжаться в регионе. На сегодняшний день не прекращаются споры по поводу того, какую часть аккумулированных регионом ресурсов следует перечислять в государственный бюджет, а какую оставлять в регионе. Они ведутся именно за то, имеет местная власть стать институтом экономической власти. В основу расчетов должно быть положено место и роль того или иного региона в экономике страны. Таким образом, если рассматривать государственные институты экономической власти в комплексе, то не следует исключать и такой из них, как муниципальные власти, даже тогда, когда она еще не представляет собой институт, а он только формируется. Внешнеэкономическая политика государства может рассматриваться как институт ее экономической власти при любых условиях - существование государственной монополии на нее или замены ее только государственным контролем. Дело в том, что практически все государственные рычаги влияния на экономический процесс страны существенно влияют и на внешнеэкономические ее связи, в частности налоговая система, изменения учетной ставки, льготы по инвестированию и тому подобное. Во-первых, от них зависит инвестиционный климат в стране; во-вторых, экспортно-импортные операции должны способствовать производству отечественных товаров и услуг, движения национального капитала, эффективному использованию научно-технической продукции; в-третьих, таможенная политика, которая должна быть направлена на социально-экономическую целесообразность внешнеэкономических связей. Возникает вопрос об информационных ресурсах. Исследователи этой проблемы считают, что уже сейчас те, кто владеет информационными и телекоммуникационными технологиями, приобретают возможностей контроля над всем обществом. Поэтому роль государства значительно возрастает, по крайней мере по таким основным направлениям, как привлечение материальных, финансовых и кадровых ресурсов в информационное производство; законодательное регулирование всех вопросов, связанных с информацией; развитие международного информационного обмена и сотрудничества. Так что можно предположить, что и в данном направлении может сформироваться отдельный институт экономической власти. Последняя составляющая предлагаемой схемы государственных институтов экономической власти - политическая власть и государственная идеология. Доказано, что экономическая жизнь страны невозможно без определенной политической организации общества, которую воплощает в себе именно государство. Однако действие объективных экономических законов не может быть отменена никакими правовыми актами того или иного государства - последняя способна или способствовать созданию условий их действия, или же сдерживать этот процесс. Таким образом, рассмотрены проблемы государственных институтов экономической власти предоставляют основания для следующих выводов. В современных условиях развития национальной экономики рыночного (смешанного) типа актуальна проблема экономической власти. В структуре ее институтов главное значение приобретает власть государства, имеет собственные институты осуществления (реализации) экономической власти, соответствует процессу формирования институциональной экономики и ее социализации. Этот подход к анализу экономической власти государства выявил следующие ее институты, как государственный сектор экономики, ее государственное регулирование, государственный контроль, социальная сфера, государственный бюджет, муниципальные власти, внешнеэкономическая деятельность и таможенный контроль, информатизация общества, политическая власть. Каждый из этих институтов экономической власти государства по-разному влияет на социально-экономическое положение страны, но все они находятся во взаимодействии. Государственный сектор и государственная экономическая политика оказывают на нее более существенное влияние, чем местные власти. Самым весомым институтом экономической власти государства следует считать государственный бюджет, поскольку именно он выступает действенным механизмом перераспределения ВВП в интересах развития всей национальной экономики и роста жизненного уровня населения страны. Основой этого механизма является оптимальное соотношение фискальной и трансфертной политики государства. Существенное влияние на национальную экономику, ее структуру и тенденции осуществляет политическая власть. Политическая власть государства основана на взаимосвязи действия экономических законов и субъективных действий правительства, так и выступает в системе экономической власти государства как отдельный ее институт. Примечание: это текст, составленный по материалам учебных изданий
| |
Просмотров: 235 | |
Всего комментариев: 0 | |